Музыка в детском саду №60

 

Развитие коммуникативных и творческих способностей ребёнка

средствами театрализованной деятельности

Кодряну О.А.

 

«Театр – волшебный край,

в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир»

С. И. Мерзлякова

Из всех видов художественной деятельности именно театрализованная ближе всего ребёнку, поскольку в её основе лежит игра – неиссякаемый источник детского творчества.

Данная тема была выбрана мною не случайно, в течение многих лет, работая с детьми, я пришла к выводу, что через театрализованную деятельность более эффективно формируются коммутативные и творческие качества у детей.

Основная цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми - это развитие творческих и коммуникативных способ­ностей. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, при­вивает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенству­ет артистические навыки детей в плане переживания и вопло­щения образа, побуждает их к созданию новых образов.  Также она решает многие другие проблемы в социализации детей, о чём будет сказано ниже.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру: от­вечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с ок­ружающим миром через образы, краски, звуки.

В истории человечества, в истории педагогики немало примеров, подтверждающих неоценимое значение театрально – игровой деятельности в детском возрасте.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где одни дети – артисты, другие – зрители.

Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:

  • с художественным образованием и воспитанием детей;
  • с формированием эстетического вкуса;
  • с нравственным воспитанием;
  • с развитием коммуникативных качеств личности;
  • с развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
  • с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

 

Театрализованная деятельность дошкольников  базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

  • снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
  • раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
  • развитие реальных мотивов: игра и обучение не должны быть из-под палки; внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится!»).

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, песенным и танцевальным творчеством.  Музыка и театрализация увеличивают заинтересованность и обостряют впечатления детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

 Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу.

Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий:

  • с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе побуждающим к диалогу;

  • воспитывать у детей интерес к театральной деятельности, создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

  • заботиться об оснащении театрализованных игр: приобретении театральных игрушек, изготовлении игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников;

  • уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений для театрализованных игр: с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.

В содержание занятий по театрализованной деятельности включаю:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

  • игры-драматизации;

  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;

  • коррекционно-развивающие игры;

  • упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика);

  • задания для развития речевой интонационной выразительности;

  • игры-превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения;

  • ритмические минутки (логоритмика);

  • пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;

  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

  • театральные этюды;

  • подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

  • знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит)  и т.д.

Большую роль в развитии дошкольников играет кукольный театр. Очень хочется упомянуть о таком виде деятельности театрализации, как театр кукол!

 Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников, корректируют их поведение. «Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, лёгкими, доступными в управлении.

Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое), побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Почти десять лет я работала с детьми раннего возраста. Знакомить детей с театрализованной игрой я начинала с первых дней их прихода в детский сад.

Показывали малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров: театр картинок (фланелеграф), театр петрушек (би-ба-бо),  пальчиковый и теневой театры.

С большим удовольствием малыши следят за движущимися на ярко освещённом экране фигурами. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться.

Для детей младшей группы самый простой и доступный театр - это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты; театр «оригами», театр «кружек» и другие.

В средней группе перехожу к более сложному виду театра: знакомлю детей с театральной ширмой и с верховыми куклами, даю возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

В старшем дошкольном возрасте я знакомлю детей с куклами-марионетками, показываю им кукол с «живой рукой»: марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей (или лески). Костюм куклы «живой рукой» ребёнок надевает на себя. Такие куклы помогают детям проявлять и развивать способности песенного, игрового, танцевального творчества, потому что легко могут воспроизводить любые движения. Общение с куклой помогает малышу почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

Встреча с театральной куклой по­могает детям расслабиться, снять напряжение, создаёт радостную атмосферу. Это вызывает у детей  положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, по­буждает их общаться с куклой, внимательно её рассмотреть. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры их общаться с куклой, внимательно её рассмотреть. Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.

В системе работы по театрализованной деятельности большое значение уделяю организации развивающей предметно-пространственной среды.

Особое внимание уделяю оформлению зала, декорациям, костюмам персонажей, применению звуковых и световых эффектов, так как всё это помогает ребёнку перенестись в волшебный мир сказки, в котором он сам становится героем.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с педагогами  и  родителями были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, шапочки, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупами, камешками).

Родители являются главными зрителями, которые очень переживают за своих маленьких актёров, а также сами участвуют в театрализованных сценках на детских праздниках, что вызывает искреннее восхищение детей.

Совместное взаимодействие взрослых и детей создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Основные группы театрализованных игр: режиссёрские и игры-драматизации.

К режиссёрским играм относятся различные виды театров (настольный, стендовый, конусный, ложковый и др.)  В этих играх ребёнок создает сцены, играет роль игрушечного персонажа – объёмного или плоскостного.

 Преобладающими средствами выразительности являются интонации, мимика, а пантомима ограниченна, поскольку ребёнок действует, в основном, с неподвижной фигурой или игрушкой.

Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребёнок манипулирует, как режиссер:  сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребёнок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссёрской работой состоит в том, что ребёнок сам придумывает мизансцены, т. е. организует пространство,  исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, «шапочки» героев произведения,  маски и т.д.  и соответствует определению: «Драматизировать, значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности: интонацию, мимику, пантомиму.

Игровое действие в театрализованных играх может носить разнообразный характер. Так, в режиссёрской игре, ребёнок одновременно «актер», исполняющий последовательно роли каждого персонажа, и «режиссер», управляющий движением сюжета сверху.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только, как вид игровой деятельности, но и как средство всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениям, знаниями, развивают интерес к литературе и театру.

Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности: самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность, игра-драматизация способствует освоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Роль педагога в организации театрализованной деятельности сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, а это - искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Начиная с младшей группы, я использую игры-имитации, что позволяет детям «войти в образ» героя. На этом этапе использую прямые методы руководства игрой: непосредственно являясь образцом, обучаю  имитации, вхождению в образ. Главная задача для этого - подбор игрушек и игрового оборудования.

Также использую элементы театрализации на музыкальных занятиях, развлечениях, праздниках. Дети с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. Большое внимание я уделяю отражению сказочных образов животных, т. е. анализирую характер движения: летит большая и маленькая птица, весёлые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: идёт дождик, дует ветер, выглянуло солнышко, налетела туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, шапочки зверей для разыгрывания «Репки», «Колобка» и др., добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику. Провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть небольшие роли. Дети также учатся ориентироваться в пространстве зала.

В средней группе дети устанавливают и осознают связи и отношения между игрушками, предметами и явлениями реального и сказочного миров, сами ведут диалоги с игрушками-партнёрами, выражают свои чувства и переживания, придают большую выразительность походке. Играя с детьми, я стараюсь использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание детей от ролевого взаимодействия. Основная моя задача в этот период – помочь вжиться в роль, вызвать интерес к ней. Необходимо дать образец эмоционального вхождения в роль и развёрнутых ролевых отношений по сюжету.

Дети средней группы инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения, при этом большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивает чувство партнерства.

Проведение праздников и развлечений, в основе которых лежит игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета, позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто-то показывает себя в большей роли, кто-то - в совсем крошечной.

Старшие дошкольники уже сочиняют мелодии в жанре колыбельной (для мишки, куклы); в плясовом жанре (для петрушки, петушков, солдатиков).

В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах – зверей, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листочки, ленты, салютики, платочки, шарики и др.

В качестве основного приёма по музыкальному движению использую образные музыкально-двигательные этюды. Это маленькие мини-спектакли, которые дают возможность ребёнку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, повышают уверенность в себе. Музыка активизирует фантазию ребенка, побуждает к творчеству, использованию выразительных движений.

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, её грамматический строй, артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, чётко и понятно изъясняться.

В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры.

Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребёнка во многом предопределена текстом произведения.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством социализации дошкольника. Участие ребёнка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувств партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.

В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребёнка.

Положительная динамика результатов диагностики музыкальных и артистических способностей детей позволяет сделать вывод о благоприятном влиянии театрализованной деятельности на развитие творчески способностей старших дошкольников.

 

Результатом моей работы, я считаю, следующие достижения:

у детей появляется устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

повышается творческая активность, самостоятельность в выполнении заданий;

дети становятся более эмоциональны, проявляется способность «вживаться» в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.                                                                                      

 

Список используемой литературы:

  1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., КНОРУС", 2003 г.

  2. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам. (пособие для воспитателей и музыкальных руководителей) – СПб.: 2003.

  3. Маханева М.Д.  Театрализованные занятия в детском саду. (Пособие для работников дошкольных учреждений) – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.

  4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности. М. Владос, 2003г.

  5. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: 2006г

  6. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. М.: 2007г.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»